пятница, 27 июля 2007 г.

Сила противостоит не слабости, а силе.

В статье рассматривается различие и сходство ценностных оснований геополитических концепций России и США, определено в критическом и позитивном контексте влияние политик данных стран на постсоветском пространстве и их взаимосвязь в целях развития мировой экономики.



Основной тезис геополитики гласит: богатые государства с течением времени начинают доминировать над бедными, а миросистемная теория, исследующая процессы динамики ресурсов, существенно усиливается с помощью геополитической теории.
Банальные законы международного рыночного поведения: если цель – простое поднятие имиджа страны, основной упор будет делаться на текущей прибыльности и имидже роста, созданном с помощью СМИ, публичных заявлений и отчетов. Главная задача – привлекательность страны для частных и корпоративных инвесторов. Если же рассматривается вопрос эффективного инвестирования экономики, требуется нечто большее, чем «имидж», потому что перед принятием решения об инвестировании, все «операции» должны быть подвергнуты тщательной проверке со стороны инвестора. Поэтому имидж нужно подкреплять доказательствами внутренней эффективности и внешними конкурентными преимуществами экономики на долгосрочную перспективу, такими как: рост, стабильность, оборот, объем знаний, возраст активов. Чувство ответственности перед обществом, необходимость следовать его нормам, идет на пользу самой стране. В результате не только повышается благосостояние общества, определенные экономические выгоды получает и экономика страны. Так как данные действия идут в рамках политики роста и стабильности, страна способствует достижению собственных долгосрочных целей роста.


В геополитической теории Иммануил Валлерстайн, анализируя развитие мировой системы, обратил внимание, что мировое политико-экономическое ядро, которое состоит из западных капиталистических государств, господствует и эксплуатирует мировую периферию, представленную главным образом «третьим миром». Господствующие позиции Запада поддерживаются контролем над интернациональным капиталом, технологическим превосходством и силовой социально-экономической структурой, обеспечивающей сохранение влияния. Эта структура включает в том числе транснациональные корпорации, имеющие штаб-квартиры в Европе и Северной Америке. 
Модельски, исследуя глобальную политическую систему с момента формирования единого мирового пространства (1494 год взят за точку отсчета) считает, что система взаимодействия состоит из четырех ярусов. Каждый ярус имеет свои пространственные уровни – местный, национальный, региональный и глобальный, а выделение периферии происходит на основании отставания в понимании стран о необходимости формирования социальных, экономических, политических отношений на основе инновации предложенной мировыми лидерами и принимаемой другими государствами. Таким образом, «дипломатико-стратегическая» система стабильна в зоне ядра (в центре и в целом), но нестабильна на периферии, на границе с третьим миром бедных, развивающихся стран.
Геополитика рассматривается как наука, главное свое внимание направляющая на раскрытие и изучение возможностей активного использования политикой факторов физической среды и воздействия на нее в интересах военно-политической, экономической и экологической безопасности государства. В свою очередь цели и задачи государства задаются ценностными основаниями геополитических концепций, иными словами - истиной, объективностью, рациональностью и совпадением положений независимых в своем развитии теорий.
В работах представителей американской школы геополитики принцип борьбы за выживание лежит в основе концепции. Правительство заинтересовано в расширении территории на том основании, что легитимность власти зависит от внешнего престижа и геополитической силы государства. При этом наибольшим геополитическим успехом можно считать именно присоединение нового «пространства» в результате победоносной войны, в результате воздействия силы – как организма, или экономической силы.
При рассмотрении ценностных оснований геополитических концепций такого государства, как США выделяется цель - достижение доминирующей позиции в мире. По мнению А. Мэхена: «Нации должны бороться друг с другом за свое существование, и если Соединенные Штаты не будут достаточно сильны в этой борьбе, они погибнут. Поэтому есть только один практический выход: создание сильного военно-морского флота, строительство новых баз для него, захват новых колоний, открытие силой отдаленных рынков и вступление в борьбу с великими державами за владычество над миром».
Таким образом, принимая беспорядок и насилие в мире за данность, представители американской школы геополитики утверждают, что основная задача каждого государства – его собственная безопасность, а рост государства предопределен стремлением максимально увеличить свою прибыль (национальный доход). Цели государства сопоставляются с целями больших корпораций: как те, так и другие, стремясь максимально увеличить свою прибыль, борются за выживание и лидерство.
Право, мораль, институты – все подчинено этим целям. Но главной целью в данной группе является демократия, как основа конкуренции, развития прогресса, основа силы, на которой покоится благополучие государства. Она противопоставляется тоталитарности, стагнации. Борьба двух систем приобретает ореол борьбы добра со злом, в которой США суждено сыграть особую роль. Сила противостоит не слабости, а силе. Стремление государства её накапливать естественно. Выгода, страх понести ущерб, уважение к нации – три источника силовой политики государства. Роль силы сопоставима с ролью, которую в рыночной экономике играют Деньги. Поддержание баланса сил происходит в сочетании беспрерывного создания новых военных средств, заключении союзов, территориальной экспансии и экономическом влиянии. Борьба добра со злом есть ценностное основание данной концепции. Таким образом, показателем силы выступает способность контролировать действия других или влиять на них, но основой ее на современном этапе служат демократия и рыночная система.
Право на демократию заключается не только в отделении, разрушении государств, но также в созидании новых посредством поглощения стран «третьего мира» или определяемое в геополитике понятие рост государства, как геополитическая стратегия государства. Основными причинами разрушения государств являются: государственный финансовый кризис, конфликт внутри элиты, массовое недовольство, вызванное высокими ценами, инфляцией и налогами, недостаточность ресурсов для осуществления контроля над территорией. Образование государства происходит вследствие территориальной или социальной стесненности, когда в результате войны за главный ресурс – землю – побежденные вынуждены покориться, а победители создают структуры для удержания власти. Государства имеют тенденцию врастать в естественные замкнутые пространства, подчиняя себе меньшие народы со слаборазвитой экономикой, обеспечивая тем самым равномерность своего развития, распределения плодородных земель и стратегических возможностей на поверхности нашей планеты. С точки зрения геополитиков, поглощение и присоединение малых государств происходит посредством территориальной экспансии (колонизация, добровольное слияние и завоевание). Развитие контактов и расширение торговых отношений, являются основой для установления политического контроля поглощаемого государства. Рациональность заключения мирных договоров объясняется необходимостью обезопасить себя от нападения с тыла.
В отечественной геополитической литературе существует ряд монографий и статей обзорного характера, но их недостаток – отсутствие современных отечественных научных геополитических концепций и теорий. Это косвенно объясняет развал Советского Союза и неопределенность политики России, так как все геополитические теории создаются с целью анализа текущей ситуации, построения прогноза и формирования стратегии поведения государства на международной арене. Теория же государства в рамках политической науки, получившая развитие у нас в стране, унитарна, т.е. динамика выводится из одной причинной логики или из одного ведущего сектора, в данном случае экономики и классовых отношений.
На примере геополитики хорошо прослеживается эволюция метода объяснения и предсказания. Так, Коллинз, создав геополитическую теорию роста и распада государств применил ее для оценки ситуации в США и СССР (России) с целью составления прогноза дальнейшего противостояния этих стран. Советский Союз был объявлен «империей зла» мировым сообществом, а затем разрушен.
Геополитическое развитие России определяется её стремлением стать мировой державой. На фоне глобальной интеграции и перехода от геополитического к геостратегическому осмыслению мирового пространства Россия выдвигает себя на роль страны-посредника в торговом обмене между традиционными Западом и Востоком. Так называемый геостратегический путь ставит перед правительством России предварительную задачу получить статус страны-гаранта стабильности мировой экономической системы, суть которого можно определить не в навязывании партнерам своих геополитических принципов (экономики и классовых отношений), а в том, чтобы найти в каждом из вышеназванных экономических пространств собственную нишу в соответствии с потребностями этих пространств и интересами своей страны.
Представители американской школы геополитики выдвигают тезис об общемировой безопасности, достижением баланса сил и открытием отдаленных рынков, влияние которого и прослеживается в политике США.
Что понимается на современном этапе под «РОССИЕЙ»: Богатое государство, которое начинает доминировать над бедными: развитие мировой системы уже находится под контролем, интернациональный капитал, технологическое превосходство и силовая социально-экономической структура, обеспечивает сохранение влияния. Со стороны процесса глобализации можно сделать вывод о «силовом воздействии» и вмешательство посредством экономических рычагов в демократические основы стран третьего мира.
Для того чтобы быть гегемоном или доминантом (мировым лидером), государство должно соответствовать следующим характеристикам:
1) обладать эффективным экономическим механизмом, основанным на производстве инновационного типа;
2) доминировать в мировой валютной системе;
3) иметь главенствующие позиции в мировой торговле;
4) контролировать большую часть крупных транснациональных корпораций (ТНК);
5) иметь силовые возможности глобального масштаба; входить в мощные военные союзы и осуществлять эффективную военную политику;
6) обладать привлекательностью с точки зрения культуры;
7) обладать компетентным руководством;
8) обладать потенциалом общественной жертвенности (готовности общества и элиты жертвовать своими ресурсами во имя мирового лидерства нации);
9) должно постулировать не вызывающую отчуждения идеологию;
10)восприниматься центром мировой науки и образованности;
11)иметь энергичное (пассионарное) население;
12)доминант не имеет достаточной самостоятельности созидательного потенциала в структурировании мировой системы, в частности требуется поддержка мирового сообщества, утрачивает возможность определять параметры расширенного воспроизводства и строительства вооруженных сил крупных региональных держав.
В соответствии с теорией Куна, политические революции начинаются именно с роста сознания (часто ограничиваемого некоторой частью научного сообщества), что существующие институты перестали адекватно реагировать на проблемы, поставленные средой, которую они же отчасти и создали. Переход США при поддержке европейских союзников, к политике форсированной «демократизации» постсоветского пространства, стал также одной из причин серии так называемых цветных революций в Грузии, на Украине и в Киргизии.
Однако, стремление форсировать демократическую трансформацию политических режимов в данных государствах с целью превращения их в сферу своего геополитического влияния и попытка обеспечить консервацию существующих режимов (там, где еще не произошла «цветная революция») как важнейшую предпосылку сохранения хотя бы относительной стабильности и не конфронтационного характера отношений России с данными государствами, также определяется стремлением России стать мировой державой посредством легитимности правительства, которое определяет политику России как мировой державы. Задачи России в данном контексте - борьба за собственную безопасность, лидерство, максимизацию прибыли.
Цели мировых «центров силы», действующих на постсоветском пространстве: США, ЕС, России сходны с точки зрения политико-экономических процессов и соответствуют представленным геополитическим ценностным основаниям американской концепции геополитики. Если рассмотреть политику России с учетом участия в процессе глобализации, ценностных оснований геополитики США и понятием И. Валлерстайна о разделении и функционировании стран по принципу «ядра» и «третьего мира», то напрашивается вывод о «силовом» воздействии и вмешательство посредством экономических рычагов в демократические основы стран ближнего зарубежья. Это и определяет сходство с демократией по-американски.
Определенно, США стоит на той фазе развития, когда в политике страны преобладает «производство экономических чудес» для стран третьего мира. Со всей очевидностью можно сказать, что это обычная игра на снижение стоимости «евроремонта». Как отмечает Ю. Хабермас (1995 год), сегодня «деньги и власть уже не могут ни купить, ни заменить солидарность и смысл» - постэкономическая формация - не за горами. Скорее всего, надо задуматься каждому индивиду, что Я сделал и чем могу быть полезен для изменения ситуации на нашей планете: «ЗЕМЛЯ у нас одна. Живем мы на ней рядом». Следует впрочем, отметить, что Россия своими бестактными действиями по отношению к новым независимым государствам способствует консолидации усилий западных держав. А очевидное усиление в последние годы антидемократических тенденций в самой России не только «провоцирует» страны Запада на всё более последовательное и жёсткое проведение политики «сдерживания» РФ на постсоветском пространстве, но и делает Россию все менее привлекательной в глазах значительной части элит и населения стран ближнего зарубежья, прежде всего Украины.
Визит бывшего директора разведывательного управления США Портера Госса на Украину, был расценен как провокация со стороны США в отношении Украины Российскими СМИ, однако в ходе встречи обсуждались вопросы по борьбе с международным терроризмом – и это только одна часть проблемы глобализации – обеспечение мира и справедливого экономического порядка. Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т. д. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек–общество. Они непосредственно касаются отдельного человека (человеческая жизнь и здоровье), зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности, в том числе и посредством вовлечения стран «третьего мира» в процесс решения проблем глобального характера.
Что такое стратегия? Как сказал неизвестный автор, это та «ситуация, когда у тебя кончились патроны, но ты продолжаешь стрелять, что бы враг ни о чем не догадался», смешно и одновременно доля истины здесь определенная присутствует. В данном случае это можно рассматривать в области финансовых отношений и усиление страны, как финансового центра. Развал СССР определил одно из направлений стратегии развития России – формирование государства с социально - ориентированной экономикой, качество данной стратегии определяет цели - обеспечение решения ряда социальных проблем, созданием низкоинфляционной экономики и соответственно количественные значения цели определяют задачи: главными из которых, к примеру, является создание благоприятных макроэкономических условий для саморазвития каждого региона, предпосылок для наиболее полного и эффективного использования природно-сырьевого и производственного потенциала, преодоление существенных различий по факторам роста, уровню жизни.
В соответствии с геополитической теорией, осуществляя стратегию мировой державы, Россия посредством создания общего экономического пространства в конечном итоге стремится не только к поглощению государств третьего мира. В целях снижения риска глобального финансового рынка, увеличения инвестиционных возможностей компаний и предприятий правительство России должно делать ставку на активное привлечение иностранного капитала. Стабилизировав политическую деятельность на межгосударственном уровне – улучшение инвестиционного климата в стране поднимет имидж российского финансового капитала посредством инвестиционной привлекательности российской экономики. В свою очередь, устойчивость финансового рынка будет являться гарантом макроэкономической стабильности и конкурентоспособности национальных производителей на внешних рынках.
При всей неопределенности долгосрочной перспективы можно выделить четыре группы факторов, которые, имея инвариантный характер, определяют общие траектории развития российской экономики на ближайшие 15 лет. К этим факторам относятся:
- эволюция сложившейся в середине текущего десятилетия экспортно-сырьевой модели экономики под влиянием прогнозируемых изменений мировых рынков сырья и капитала;
- происходящие одновременно с эволюционными циклические процессы обновления накопленного имущества населения (5-7 лет), основных фондов (10-12 лет) и базовых технологий (15-20 лет) в различных секторах;
- фундаментальные сдвиги в ресурсной базе экономики, включая трудовые ресурсы;
- вызовы со стороны внешнего мира, определяемые уровнем глобальной стабильности и стратегиями мировых «центров силы» (США, ЕС, Китай, Япония); темпами глобализации производства, обращения и потребления; политико-экономическими процессами на постсоветском пространстве, а также на основных направлениях экономической интеграции России в мировое хозяйство – европейском, южно-азиатском и дальневосточном.
В принципе, экономическая политика в отношении республик бывшего союза должна строиться с учетом этих направлений и факторов, так как, перспективы цивилизации во многом определяются тем, насколько успешно функционируют общественные системы в их взаимной связи, в том числе и в мировой экономике.

Используемая литература:

1. Макродинамика: Закономерности геополитических, социальных и культурных изменений/Под ред. Н.С.Розова/А.А. Изгарская, Н.С.Розов, Ю.Б.Вертгейм и др. – Новосибирск: Наука, 2002 – 468с.
2. Зеленева И.В. Геополитика и геостратегия России (XVII – первая половина XIX века) / отв. Ред. В.С.Ягья – СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 2005 – 270с.
3. С.В. Беспалов «Цветные революции» и задачи российской политики на постсоветском пространстве»./Россия и современный мир: проблемы политического развития. Материалы II Международной межвузовской научной конференции. Москва, 13-14 апреля 2006г. В 2 ч. Ч.1/Под ред. Д.В.Васильева, Г.П.Иващук. М.: Институт бизнеса и политики, 2006 -352с.
4. А.Р.Белоусов «Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу»/ ж-л Проблемы прогнозирования №1(94) 2006 г.
5.Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ /Отв. Ред. А.А.Кокошин, А.Д.Богатуров. – М.: КомКнига, 2005. – 432 с.

Комментариев нет: