Целью развития является человек, прогресс человеческого сообщества, а экономика - это средство достижения цели.
Переход к экономике знаний (инновационно-креативной), по мнению многих ученых требует пересмотра существующей парадигмы homo economicus. Основой модели человека экономического является рациональное поведение, стремление индивида получать максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. Однако такая упрощенная мотивация носит ограниченный характер, искусственно сужает интеллектуальные возможности человека. Должно идти развитие данного типа человека в более совершенный для экономики знаний - homo creator.
Особенности философской ментальности времени в выборе моделей развития человека взаимозависят от идеологии развития общества. Идеологию развития общества создает направленность развития государства и видимые проблемы развития в общем проблемном поле – сознание, духовно-телесное, самость, опыт, феноменальное, интенциональное, интроспекция, свобода воли, творчество, личностное, язык, детерминизм и ответственность, естественный и искусственный интеллект и др.
Современная социальная российская политика рассматривает несколько ограниченно человека как субъекта социальной политики организации общества. Основные полюсы роли человека в общественном производстве определяются с точки зрения ресурса производственной системы и человек как потребитель с его мотивами, ценностями и отношениями, с точки зрения главного субъекта управления. Тем самым несколько нивелируя воздействие человека с точки зрения обратного его воздействия на окружающую его систему ценностей в историческом, теоретическо-стратегическом и фактологическом контексте развития экономической среды.
По сути цели социального государства в современное время определяются односторонне – максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества посредством последовательного повышения уровня жизни населения и снижения социального неравенства, обеспечения всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания посредством формирования типа homo economicus. Социальное государство исключает любые формы достижения цели, нарушающие права других граждан, сообществ, государств. Социальное государство особенно отвергает те способы достижения цели, которые нарушают права одних граждан или сообществ ради достижения благ других членов общества, при этом производя противоречие развития по данному типу человека, в своей основе – достижения максимальной прибыли при уменьшении прибыли других в текущий момент. При этом, в социальном государстве мало уделяется внимания научить человека быть успешным и по сути принимать цели государства как свои личные. Однако, социальная диагностика показала, что характеристики личности знающей, творческой, ориентированной на взаимопонимание и конструктивные взаимодействия, ответственной в социальной и профессиональной сферах неразрывно связаны с высоким уровнем коммуникативных навыков.
Поэтому изменение установок относительно различных политик государства необходимо и все они должны исходить из позиций наиболее эффективного личного менеджмента усредненной личности, принимая во внимание её развитие как процесса постоянного роста и воспроизводства человеческого капитала. Причем обычно человек мысля синергетически проводит свою познание через неустойчивость, усложняя свою систему, приводит к повышению ее неустойчивости. При этом существует вероятность того, что тупиковость эволюции может в определенной степени быть совершеннее наличного состояния, а новое появляется в результате развития непредсказуемого, возникающее в момент бифуркации. Разнообразие нового ограничено спектром доступных системе путей развития. В целом же процесс развития сочетает в себе как тенденции, повышающие разнообразие, так и посредсвом свертывания разнообразия, повышения избирательности.
Обычно рассматривая работника с позиции систем окружающих человека выделяются две подсистемы: Экономическая, в которой формируется отношение человека к проблемам потребления материальных благ и социальная подсистема, в которой основой являются отношения человека к в процессе всестороннего развития личности. Взаимосвязующим звеном между этими системами стоит теория развития человеческого капитала – уровень квалификации работников, мера в человеке способности приносить доход, включая в себя врожденные способности и талант, образование и приобретенную квалификацию.
Дело в том, что на самом деле развитие любого общества и обществ в целом можно ассоциировать с процессом развития как в области знаний, так и в области культуры. Человеку свойственны верования и желания, следовательно интенциональность(направленность на некоторый объект) и рациональное поведение, верование в логические истины. Однако интенциональное состояние не является «собственностью» агента интенциональности, оно предполагает рациональность и истину, а содержательность сознания творится внешними для личности условиями. Поэтому именно сознание выступает первичным источником, наделяющим смыслами интенциональные установки и знаковую систему, с помощью которых достигается рациональность коммуникации: приписывание чему-то значения всегда соотнесено с сознанием индивида – и производно от его внутренних намерений. Поэтому воспитание в среде культуры, в среде формирования потребностей, формирование социальных установок и целеполаганий наиболее играет важную роль в социальной среде, среде воспроизводства человеческого капитала, формирующего человеческий потенциал, а соответственно как следствие и в среде экономических коммуникаций.
Социальная политика должна стимулировать развитие человека. Государство через систему льгот регулирует социальные отношения: через систему поощрений, льгот оно стимулирует развитие социальных отношений с одним типом человека и обратными экономическими мерами сокращает эти связи с другими. Таким образом, происходит постоянная социальная динамика в обществе.
Тип человека, на который направлена государственная политика в области социальных характеристик общества, характеризуемый структурой экономического показателя человеческого капитала, наиболее важен для принятия государственных решений в различные временные периоды.
Современное общество хорошо видит прошлое развитие страны, анализирует развитие русской культуры и невольно его продуцирует на будущее. Попытки, которые проводятся в области исследований будущего развития, по созданию русскости общества довольно слабые. И недостаточно описывает будущее развитие нации, на мой взгляд.
Опускаются многие вопросы
Каким будет русский тип человека в будущем?
Как он должен относиться к собственному богатству?
Какой тип экономики более приемлем для каждого типа человека?
Какие риски возникнут у общества, российского в связи с этим?
Как уменьшить мировые и страновые риски развития?
И естественно, что социальный рост, вравной степени как и творческая направленность действий человека зависит от богатства индивидов и способности обеспечивать себя, в том числе используя передовой опыт других стран. Методы накопления капитала, особенно денежного - воздействуют на культуру общества. Потому что именно наличие капитала денежного и материального продвигает человека по социальным группам общества. Если социальная группа активно действует в социальной динамике, то она не только осознает улучшение своего личного положения, но и активно взаимодействует с другими социальными слоями общества, приводя их в активное динамическое движение. Динамический процесс в социальном движении организуется посредством реально правящей социальной группы. Все остальные объекты социальной политики пытаются следовать в меру своих возможностей сложившимся традициям в обществе.
В тоталитарном обществе большинство субъектов социальной политики являются как бы не настоящими, лишенными права самостоятельного действия, декоративными и постоянно самовоспроизводящимися, как лишенные права самостоятельно и динамично развиваться в социальной динамике.
В демократическом обществе не может быть ситуации одного субъекта и одного мотива целеполагания. Каждый из реальных субъектов политики имеет свои цели, поэтому в таком обществе множественность социальных целей – это единственно плодотворное состояние для демократического общества.
Однако многосубъектность не должна не учитывать проблему единства целей, проблему общественной консолидации, национальной идеи, проблему единой системы ценностей в обществе.
Поэтому надо думать, какое общество мы планируем сделать, создать, воспитать.
Россия в период развития глобализационных отношений переходит от торговой модели взаимодействия к инвестиционной, производственной и научно-технической кооперации. Такая модель характеризует прежде всего творческое развитие индивидов политики. Творческое же развитие должно идти в гармонии с качественным формированием потребностей человека. Причем эта среда наполняется не только с помощью упрощенной характеристикой потребностей Маслоу, она должна быть значительно шире и ориентировать человека на развитие качественной среды собственного развития, как постоянного динамического процесса.
Обычно в обыденном познании встречается идеология проблемного мышления, когда человек сетует на то, что жизнь и реальность нелогичны. Жизнь и реальность ни логичны, ни алогичны; они просто даны. Но логика является единственным средством, имеющимся в распоряжении человека, для понимания и того и другого, а также их преодоления и будущего развития. Понимание никогда не способно сделать ничего, кроме установления того, что люди движимы определенными идеями, стремятся к определенным целям и применяют определенные средства для достижения этих целей, с одной стороны, и определить значимость различных исторических факторов в той мере, в какой это не удалось неисторическим наукам, с другой стороны.
Деятельность человека есть проявление ограниченного могущества и власти. Она есть проявление человека, сдерживаемого ограниченной силой своего разума, физиологической природы своего тела, превратностями среды и редкостью внешних ресурсов, от которых зависит его благосостояние. Бессмысленно ссылаться на несовершенства и слабости человеческой жизни, если стремишься описать нечто абсолютно совершенное. Сама идея абсолютного совершенства должно пониматься как завершенное, окончательное и не подверженное изменениям лишь в текущий момент и на текущее мировоззрение. Изменение способно навредить совершенству и перевести в менее совершенное состояние. Но отсутствие перемен, т.е. совершенная неизменность, жесткость и неподвижность, равносильно отсутствию жизни. Жизнь и совершенство несовместимы, но тоже верно для смерти и совершенства.
Идея о том, что мотивом человеческой активности всегда служит некоторое беспокойство, а ее цель всегда состоит в смягчении, насколько возможно, этого беспокойства, чтобы заставить действующего человека чувствовать себя счастливее, составляет суть учений эвдемонизма и гедонизма. Эпикурейское есть состояние абсолютного счастья и удовлетворенности, на которое направлена вся человеческая активность, но недостижимое в полной мере. Несмотря на все великолепие этого знания, оно остается малопригодным, так как представителям этой философии не удалось осознать формального значения понятий боль и удовольствие и они придавали им материальный или чувственный смысл.
Каждый шаг индивида от изолированной деятельности в направлении совместной деятельности приводит к немедленному и видимому улучшению условий его жизни. Стимулом усиления общественного сотрудничества путем расширения сферы разделения труда или укрепления гарантий и законодательной защиты мира служит желание всех, кого это касается, улучшить условия своего существования. Преследуя собственные, правильно понимаемые интересы, индивид работает на усиление общественного сотрудничества и мирных взаимоотношений. Общество есть продукт человеческой деятельности, т.е человеческого стремления к устранению, насколько это возможно, любого беспокойства.
Справедливость – у Платона добродетель правильного отношения к др. людям, сумма всех добродетелей вообще. В современной этике ценностей справедливость является предварительным условием осуществления остальных ценностей (Этика) и состоит в том, чтобы быть справедливым по отношению к чужой личности как таковой, уважать ее и не вторгаться в сферу ее свободы, чтобы сохранить ее свободу действий и не препятствовать созданию культурных ценностей.
Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. Она воспитывает в человеке призвание завершать мир путем надстраивания к царству существующего царства того, что должно быть. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Этические ценности располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей, базис которой образует бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т.д.), на вершине которой располагается высшая мыслимая ценность. Этические ценности – это ценности убеждения и поведения. Деятельность, вытекающая из этически ценного убеждения (намерения), может иметь и гибельные последствия и вызывать гибельные реакции. Всякая этическая ценность, познанная как таковая, направляет этическую энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления. Имеет место не переоценка ценностей, а лишь их смена в оценивающем сознании: «узость» оценивающего сознания обусловливает то, что каждый раз может рассматриваться лишь ограниченное число ценностей, ограниченная область царства ценностей. Требования человеческого существования приводят к тому, что в оценивающем постоянно появляются новые ценности, а другие выпадают из него. То что сто лет назад было высоконравственным, сегодня может быть безнравственным. У каждого человека есть собственная пирамида ценностей. Пирамида ценностей, основой которых является принадлежность к какому народу имеет общую основную сущность, содержащую ценности, осуществление которых предполагается. Группа ценностей, объединенных в этой основной сущности, создает нравы, господствующую мораль. Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь; напр., честность не только признавать как добродетель, но последовательно поступать в соответствии с этой нравственной ценностью.
Согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы. Требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность, для данного индивида приобретает большее значение, чем другие ценности, из которых он может выбирать.
Список использованной литературы:
1. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 576 с.
2. С.А. Иванов, А.И. Попов, Истоки креативной экономики.Теоретические основы формирования инновационно-креативной экономики: переход от homo economicus к модели homo creator. ООО Издательство "Креативная экономика" 2009 г.
3. Т.З. Адамьянц (Институт социологии РАН, Москва) Человек – социокультурная среда: итоги 2010 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий