понедельник, 16 сентября 2013 г.

Материалы к конференции научных сотрудников РАН

29-30 августа 2013 г. состоялась конференция научных сотрудников РАН, в которой и мне довелось участвовать. Конференция научных сотрудников РАН, показала, что внутренний потенциал саморазвития РАН – огромен. Звучали различные интересные предложения, в зависимости от идеологии институтов и индивидов, в том числе и предложения бережного отношения к подготовке научных кадров РАН, как будущего потенциала развития научно-технической политики России.
В процессе своего опыта участия в РАН, а в частности обучения и научного исследования в аспирантуре ИНП РАН получен некоторый опыт, проанализировав который я тоже внесла некоторые свои предложения в рабочие моменты конференции. Приглашение для выступления я не получила, а вот мои краткие тезисы, планировавшиеся для выступления опубликованы на сайте конференции http://rasconference.ru/search.html, за что отдельная благодарность устроителям конференции.
Сам процесс рассуждения при подготовке данного выступления основан как на личном эмпирическом, так и теоретическом знании.
Итак, процесс конфликта между властью и Российской академией наук понятен и предсказуем. Основная причина в том, что аудитория РАН – это аудитория представителей разных видов наук. Естественники возможно не понимают некоторых современных общественно-государственных приоритетов развития, а гуманитарии, непосредственно занимающиеся исследованиями в области развития экономической политики государства упускают простые (с их точки зрения) вопросы, отчего и происходят отдельные недомолвки и непонимания с органами власти и в самой РАН. Более всего, конфликтные вопросы в процессе обсуждения всегда приносят пользу, так как позволяют узнать различные альтернативные позиции, что в условиях регулирующей роли государства в научной и инновационной сфере имеет большую актуальность, тем более в условиях проработки ориентиров для разработки научно-технической и инновационной стратегии.
В начале своего выступления, мне как экономисту, хотелось пройти и осветить свое понимание процесса реформы РАН, которое бы обеспечило динамичное развитие науки во всем обществе, в условиях построения инновационной экономики. Так сказать, взаимоувязать научно-технологическое развитие России с развитием РАН, дабы исключить конфликтное развитие в самой среде РАН в целях динамичного развития инновационного развития экономики России. Вот приблизительно, что у меня получалось – краткие тезисы и расширенная версия моего выступления, которые я набросала в процессе ускоренной подготовки к своему выступлению-публикации…


Краткие тезисы:

1. Ответ – это последний шаг спрашивания.
2. Эффективный менеджер должен принимать решения мгновенно, научное сообщество принимает задержанные суждения.
3. Инновационные инициативы – это выработка новой формы знания, а в частности знания об общественно-государственном партнерстве РАН.
4. Цель – содействие органам власти в разработке и реализации научной методологии, идеологии, политики, стратегии и тактики становления и укрепления общества в демократически правовом и социальном государстве - только одна из целей развития РАН.
5. Задачи – политическая стабильность в России, социальное доверие между государством, обществом РАН, коммерческим сектором РАН, бюджетными субъектами РАН и др.
6. Проект закона узаканивает реальное положение вещей, однако обсуждение сути остается открытым.
7. Формы социального партнерства (корпоративистская система, австрийская модель, плюралистическая система)применимы и в РАН. 
8. Ниша информационного поля и ее характеристики – Аспиранты и Диссертанты, которые после окончания аспирантуры продолжают работать над исследованиями на самостоятельных принципах, способные вступить в экономическое и социальное сотрудничество во благо развития науки. 
9. РАН должно организовать такую нишу в качестве равноправного партнера – общественной научной среды или организовать ее должным образом с помощью социального партнерства, в связи с поддержкой исследований до их логического конца.
10. Цель Минобра – обеспечить информационную открытость системы образования и науки с целью ускорения научного прогресса и развития инновационной экономики. 
11. В конечном счете – развитие – это вопрос свободы, выбор, позволяющий иметь широкий доступ к знаниям.
12. Суть процесса трансформации в среде аспирантов - диссертантов должна снижать их риски развития, (на примере моего исследования) с внедрением в общую практику модели человеческого капитала.
13. Основа идеологии социальной политики - расширяющийся человеческий выбор.
14. Собственный опыт хозяйственной организации научного исследования, как производства – неудовлетворительный. 
15. Краткая характеристика развития идеологии научной организации исследования.
16. Предложения в оргмероприятия по реформе РАН

Полные тезисы:

Уважаемые коллеги!

1. Ответ – это последний шаг спрашивания:

Любой закон – это подсказка в вопросах менеджмента. Важно уметь задавать вопрос и важно понять, что ответ – это последний шаг спрашивания, который имеет свою тенденцию развития, являясь этапом поиска.

2. Эффективный менеджер должен принимать решения мгновенно, научное сообщество принимает задержанные суждения.

С точки зрения опыта эффективных менеджеров, теории менеджмента и управления - менеджер не может позволить себе долгую раскачку в процессе принятия решения, например, в условиях постоянно меняющейся среды, кризиса, катастрофы – любого изменения привычных условий существования управляемого объекта, в определенный момент приходится довериться интуиции и пойти на риск, приняв мгновенное решение. Ученые же - это среда, где в основе своей принимаются задержанные суждения, поэтому суть конфликта между средой ученых и менеджерами от власти по реформе РАН - понятна и предсказуема.

3. Инновационные инициативы – это выработка новой формы знания, а в частности знания об общественно-государственном партнерстве РАН.

Внимательно слежу за изменениями, происходящими законодательными инновационными инициативами в области регулирования деятельности РАН, исключительно по причине высокого динамизма во всех сферах экономической деятельности, профессионального интереса к исследованиям тенденций развития, а тем более той отрасли, на которую идет опора будущего развития. Сравнивая изменения с собственным опытом и теорией в области менеджмента у меня возникают на поставленные вопросы в процессе сравнения - некоторые ответы, по сути проблем.
Так вот, мне, бывшей аспирантке Академии наук - больно и горестно было наблюдать, как Академия пытается стряхнуть с себя огромный кусок информационного поля, предлагаемый нынешним составом Минобра в виде реорганизации РАН в общественно-государственное партнерство. Мне думается, что необходимо использовать в процессе развития РАН потенциал более широкого использования интеллектуального капитала существующих структур гражданского общества.  Общественный сектор – это совокупность объектов, находящихся в собственности государства. Соответственно общественно-государственный сектор – это понятие, которое признано стоять на выполнении исключительно функций государства. Кому как ни самой экономической системе должно знать, как ею необходимо управлять и каковы у нее потребности? Поэтому РАН – может и должно быть только в виде общественно-государственного партнерства на уровне – государство, как государственная собственность (общественный сектор) научных исследований + научный бизнес (или в виде некоммерческих организаций), как частная собственность (коммерческий сектор) научных исследований. Поэтому устроители законодательного менеджмента, подразумевая что РАН должна принадлежать и обеспечивать функции только государственного сектора на самом деле в своей же среде упускают возможности коммерческой основы науки, как частной собственности, что естественно тормозит развитие данного сектора, как чужеродного по отношению к государственному, что в конечном итоге предполагает ущемление бизнес среды, как основы экономического развития государства. Однако, если посмотреть с другой стороны, то государственный сектор должен стоять на защите частного сектора и обеспечивать его жизнедеятельность. А как можно обеспечить его жизнедеятельность – самому глубоко в него не погрузившись??? Поэтому как непонятие данного факта и его непринятие, как следствие мы и наблюдаем обструкционизм с новым законом о РАН в столь важном вопросе, вопросе - собственности, из которого исходят и остальные вопросы хозяйственной деятельности, в том числе и в системе управления.
Модернизация задач управления организационными системами, в том числе и такой системы, как РАН в условиях модернизации научно-технической политики и саморазвития РАН требует от государства не разгрома РАН, а системного анализа: задания условий, норм, принципов и критериев оценки  различных уровней саморегулятивных процессов развития РАН, как единой группы предприятий, имеющих междисциплинарную природу, коллективов и организационных систем, в том числе и человека. Напомню, что организационная система человека является системой междисциплинарной природы и имеет несколько уровней развития: организационно-технические системы, социально-экономические системы, эколого-экономические системы, нормативно-ценностные системы, ноосферные системы и социально-экологические системы. Однако, предложенный проект закона о РАН, не учитывает потенциал человеческого капитала, что заметно отбрасывает развитие РАН назад и повторяется извечная ошибка развития российской экономики – развитие производства важнее нежели развитие человека, ответственного за развитие предприятий, отраслей и страны в целом. 

4. Цель развития РАН – содействие органам власти в разработке, совершенствовании и реализации научной методологии, идеологии, политики, стратегии и тактики становления и укрепления общества в демократически правовом и социальном государстве - только одна из целей развития РАН.

Россия делает свой переход от сырьевой к высокотехнологичной стадии развития, к экономике, основанной на знаниях. Такой стратегический маневр и в самой академии требует совместного участия науки, бизнеса и общества, как основа и часть формирования национальной инновационной системы, своевременного выявления новых областей знания. Цель РАН – практическая реализация задач государственной научно-технической и инновационной политики, при условии последующей концентрации государственных ресурсов с привлечением внебюджетных средств на решение важнейших научно-технических проблем. Цель общественно-государственного партнерства РАН - содействие органам власти в разработке,  совершенствовании и реализации научной методологии, идеологии, политики, стратегии и тактики становления и укрепления гражданского общества в демократически правовом и социальном государстве может быть только одна из целей развития РАН. Достижение данной цели обеспечивается посредством консолидации и интеграции возможностей общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций и органов государственной власти, совершенствования организационно-правовых и экономических условий системы их взаимодействия, информационного обеспечения и популяризации среди граждан механизмов сотрудничества. (Источник:  http://www.center-bereg.ru/1482.html  статья Г.С. Комаровой «Общественно-государственное партнерство - условие демократизации российского государства: на примере суда присяжных заседателей.» ссылка на источник: <2> Комарова Г.С. Общественно-государственное партнерство - основной принцип развития правового государства, утверждения законности: теоретико-концептуальный аспект // Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства: методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты: Межведомственный научный сборник / Гл. ред. А.И. Комарова. М., 2010. Т. 2 (40). С. 138 - 147. )
Обычно цели развития - это направления, в ко­торых должна осуществляться деятельность предприятия, субъекта. Цели определяются стратегией развития предприятия. Развитие РАН, как основа развития фундаментальной науки России, в свою очередь, требует глубокого анализа состояния научного потенциала и научно-технологической инфраструктуры РАН, ее модернизации под влиянием структурных сдвигов и перспектив России в социально-экономическом развитии и международном научно-технологическом пространстве.

5. Задачи – политическая стабильность в России, социальное доверие между государством, обществом РАН, коммерческим сектором РАН, бюджетными субъектами РАН,  на фоне формирования национальной инновационной системы и др.

Процесс преобразований, выдвигает на первый план вопросы обеспечения политической стабильности, социального доверия, достигаемого посредством механизма социального взаимодействия и согласования интересов различных социальных структур - государства, общества, коммерческого сектора, что отвечает тенденциям мирового научного и общественного развития. Это обусловливает конкретизацию общественно-государственного партнерства и в системе социального партнерства. В свою очередь, частично эти задачи запрограммированы развитием экономики, которые прорабатываются различными прогнозами развития экономики России и обеспечивается показателями долгосрочного макроэкономического прогноза, что и обеспечивает устойчивость не только экономики, но и максимальным использованием сценариев развития научно-технологического развития.

6. Проект закона узаканивает реальное положение вещей, однако обсуждение сути остается открытым.

По сути, формулировки преобразования Академии наук в общественно-государственное партнерство, узаконивают реальное положение вещей, но подлежат принятию с учетом поправок к тенденциям дальнейшего развития. 

7. Формы социального партнерства (корпоративистская система, австрийская модель, плюралистическая система) применимы и в РАН.

 Какую форму в нашем случае может приобретать социльное партнерство? Социальное партнерство может принимать различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний. 

8. Ниша информационного поля и ее характеристики – Аспиранты и Диссертанты, которые после окончания аспирантуры продолжают работать над исследованиями на самостоятельных принципах, способные вступить в экономическое и социальное сотрудничество во благо развития науки и государства.

Информационное поле, о котором идет речь:
Первое знакомство с проектом закона о РАН восприняла с оптимизмом. Объясню почему. Мой пример носит эмпирический характер и основан на собственном опыте контактирования с академией наук. Появилась надежда, что новый закон способен решить проблемы финансирования моего исследования, а соответственно организовать цивилизованным способом огромное информационное поле, которое состоит из диссертантов, которые по прежнему, после окончания аспирантуры работают над исследованиями на самостоятельных принципах и способны принести академии и развитию науки пользу на принципах экономического сотрудничества, посредством различных взаимодействий, в том числе и обращения в сеть консультативных советов или комитетов при институтах РАН. Характеристики деятельности такой категории граждан никоим образом! не обозначены на законодательном уровне научной деятельности, однако на практике научного сообщества такой сегмент - значителен. Тема научного исследования, обозначенная еще в аспирантуре и руководимая непосредственным руководителем с окончанием срока аспирантуры переходит в собственность выпускника аспирантуры и Академия теряет право контролировать, а соответственно и финансировать подобное научное поле. По сути, молодой ученый еще в аспирантуре - поставлен в рамки выживаемости, недостаточным финансированием самой научной деятельности и взятыми на себя обязательствами научных институтов обеспечить научный процесс аспиранта, после окончания срока аспирантуры - этот процесс еще более усугубляется. Этот факт является одной из причин неконкурентоспособности с уже организованной научной средой академии, в результате - Россия имеет процент защиты диссертаций в академии наук на уровне ниже допустимого и слабо выглядит на уровне других стран по эффективности научного труда. 

9. РАН должно организовать такую нишу в качестве равноправного партнера – общественной научной среды или организовать ее должным образом с помощью социального партнерства, в связи с поддержкой исследований до их логического конца.

 В ситуации решения данной проблемы - возникла бы необходимость обязать РАН организовать упускаемую из вида - нишу информационного поля и деятельность экспертов-ученых в качестве равноправного партнера - общественной научной среды. 

10. Цель Минобра – обеспечить информационную открытость системы образования и науки с целью ускорения научного прогресса и развития инновационной экономики. 

Минобр выступая с заявлениями и пожеланиями реорганизации академий наук ставит несколько интересных целей. В этой связи и вопреки действиям Минобра, я бы сформировала одну из целей, таким образом: «Обеспечение информационной открытости системы образования и науки с целью ускорения информационного обмена, как метод построения и ускорения научного прогресса и построения инновационной экономики». Даже данное обсуждение реформы РАН – это прежде всего, привлечение внимания к проблеме развития человеческого капитала ученых, всего общества, что способствует переходу к следующей фазе развития человека – творческого человека, необходимого для развития инновационной экономики. 

11. В конечном счете – развитие – это вопрос свободы, выбор, позволяющий иметь широкий доступ к знаниям.

В конечном счете, развитие – это вопрос свободы, а не валовой национальный продукт, «возможность выбора», позволяющее иметь широкий доступ к знаниям.

12. Суть процесса трансформации в среде аспирантов - диссертантов должна снижать их риски развития, с внедрением в общую практику идеологии развития - модели человеческого капитала.

Суть процесса трансформации в среде аспирантов: Любые структурные трансформации (кризисы) экономики и экономического развития человека - требуют изменения места работы и места жительства, а высокий динамизм экономических перемен подрывает стабильность условий жизни и труда; подвергаются коррозии культурные и моральные ценности. Такой коррозии подвергается и социально-общественная среда аспиранта, при поступлении в аспирантуру и в процессе воздействия научного исследования. В результате собственного исследования и усиленной теоретической подготовки по данному процессу познания, я пришла к выводу, что на практике, концепция развития человеческого потенциала шире модели экономического развития. 
Конечно, то что ученый должен работать в своем научном мире и иметь полную самостоятельность при продолжении диссертационного исследования - это неопровержимый факт, но мне думается, что все-таки это нереальное пожелание. Ученые будут и должны хозяйствовать. Но хозяйствование должно ориентироваться и отталкиваться от определенной материальной базы, в этом случае возникает желание и перспективы увеличить доходную часть для расширения материальной базы исследования. У нас же, зачастую на практике аспирантуры РАН - аспиранты (и очники в т.ч.) лишены средств для обеспечения физиологических потребностей и говорить в таком случае о качественном исследовании не приходится, так как происходят убытки и потеря человеческого капитала, как финансового понятия, уже на первой ступени иерархии человеческого развития аспиранта. Поэтому суть процесса трансформации в среде аспирантов должна обеспечивать основные и уникальные (профессиональные) принципы модели человеческого капитала.

Посему, предлагаемая мною и многими общественниками-учеными модель человеческого капитала необходимо внедрить на практике академии наук для ее дальнейшего развития, проработки и распространения на различных законодательных уровнях. По сути, такая модель не только закрепит устоявшиеся общественную и государственную практику на законодательном уровне, но и значительно ее расширит.
Это позволит решить:
- снизить риски динамики социально-общественной среды при поступлении в аспирантуру и в дальнейшем,  в процессе формирования методологии научного исследования
- финансовое развитие как человеческого капитала аспиранта, так и финансирование его исследования
- финансирование развития и исследования должно осуществляться с учетом характера адаптационных характеристик психологии поведения и экономической деятельности аспиранта (потребность в стабильности или стремление к многообразию индивидуализма, свободе выбора, опоре на собственные силы);
- самостоятельность при исследовании, как хозяйственной его части, так и собственного развития аспиранта, с учетом законодательно закрепленных технологий финансирования научного исследования.

В среде аспирантов-диссертантов при производстве диссертационных исследований должны быть ёмко продуманы два следующих варианта финансового развития исследования на протяжении всей работы над диссертационным исследованием вплоть до ее защиты. Это будет метод и способ заинтересованности в развитии научного знания на общественных началах с учетом экономического и социального партнерства. 

Адаптация  аспирантов к новым условиям должна зависеть от того, какой из присущих человеку неантагонистических психологических состояний взяло вверх: 
- потребность в стабильности и надежности, традиционно ассоциировавшихся с государством; (Эта часть общества, стремится к потребности сориентировать защиту своих интересов) таким образом обозначить государственную форму академии наук.
- стремление к многообразию индивидуализма, свободе выбора, опоре на собственные силы. (Эта часть более устойчива и способна самостоятельно проводить исследования, создавать собственные исследовательские школы, передавать свой опыт обществу). Так называемая общественная часть Академии наук.

13. Основа идеологии социальной политики - расширяющийся человеческий выбор.

Давайте вспомним, что основа идеологии социальной политики не должна быть направлена только на выживание в среде общества, она должна предполагать развитие нового и качественного личностного фактора – способность человека выживать и развиваться в новой среде, что будет обогащать его собственную культуру, гарантируя социальную мобильность и существенное изменение качества жизни как в среде молодых ученых, так и в среде уже зрелых научных кадров. Новейшие концепции развития базируются на постулате – конечная цель – это расширяющийся человеческий выбор в области здравоохранения, образования, экономической и общественной деятельности. Разумеется, что реализовать указанные выше потребности и свободы возможно лишь при определенном уровне материальной обеспеченности.
О реформе РАН, я нарочно упускаю субъективность научной деятельности и размышляю с точки зрения обыденного мышления, так как вектор качественного состояния населения приобретает все большее значение в развитии любой страны. Конечно, если судить, что в текущий момент государственные академии наук пляшут только  под дудку государственного аппарата, то и делать собственно нечего, как заворачивать рукава и пахать, как позволяют (вкратце, как позволяют - имеется возможность за неимением штатных единиц - выгнать неугодных и бестолковых - несогласных с научными принципами отдельных лабораторий, создать невыносимое и несогласующееся с человеческими условиями жизнедеятельности финансирование и т.д. и т.п., вариантов масса...) ...С другой стороны, можно представить, что организаторы в виде министерских служащих способны привносить некоторые позитивные моменты в деятельности ученого люда, когда они занимаются исследованиями оргдеятельности РАН и др. академий, что и было обозначено попыткой внести существенные изменения в законодательную инициативу по РАН. При этом, требование отставки или подобные просьбы с разгонами правительства выглядят довольно нелепо от академиков, в процессе согласования реформы, как эволюционного шага развития и процесса подготовки стратегии развития РАН.  

14. Собственный опыт хозяйственной организации научного исследования, как производства – неудовлетворительный. 

Я наверное все-таки выпускница аспирантуры ИНП РАН, хотя внутренне себя по-прежнему ощущаю аспиранткой ИНП РАН, по мере завершения отведенного времени на очную аспирантуру вдруг невольно осознавшей насколько плотно меня поглотило мое исследование, которое из разряда экономического переросло в разряд междисциплинарного исследования. С одной стороны, я не разделяю некоторые научные принципы и результаты научных исследований ИНП РАН, и других ученых, но с другой стороны – я ценю свою самостоятельность при продолжении и проведении собственного исследования, которую привил мне мой научный руководитель - Македонский С.Н. 
В моей ситуации, основные организационные причины незавершенности исследования в срок - это отсутствие должного финансирования и не обустроенность условий проведения исследования (Мое исследование, после окончания очной аспирантуры и по сей день финансируется, и предоставляется - исключительно моей семьей). Поиски спонсоров, как и обращение в научный фонд - было безутешно неудачным еще во времена аспирантуры. Безутешны и прошлые попытки участия в проводимых конкурсах при ИНП РАН на штатную должность ученого-исследователя, в целях снижения финансовой нагрузки на семью и продолжения исследования. Причины неудач разнообразны - от собственной неорганизованности и отвлеченности от решения оргпроблем по научной деятельности в связи с основной, научной деятельностью, прочие технические неувязки в связи с отвратительным финансированием и положением аспирантов в аспирантуре Академии, которые невольно наводят на мысли плохого менеджмента в самом институте - прежде всего - как по поиску научных кадров, финансированию исследований, так и по продвижению научного знания, искусственного замедления информационного обмена, слабого социального партнерства.

15. Краткая характеристика развития идеологии научной организации исследования.

Продолжение характеристики информационного поля по моему исследованию:  исследования экономической среды, в частности, исследования динамики развития - это исследования, которые наблюдаются и мониторятся каждый год. И каждый год важен, как отдельный объект исследования, собственно как и меняющаяся с этим годом - экономическая среда, соответственно и корректируемая в связи с этим - методика исследования. Поэтому по прошествии пяти лет после окончания аспирантуры я по-прежнему провожу исследования и продвигаю свои достижения самостоятельно. Конечно, вклад ученых-педагогов РАН и в аспирантуре ИНП РАН огромен, но он послужил лишь толчком к намеченным просторам информационных исследований и формированию собственных доказательств, поэтому отчасти, РАН и аспирантура ИНП РАН внесла определенный вклад в мое научное исследование. 
В процессе исследования формируется и модернизируется методология исследования, собственно как и образ жизни, идеология и картина мира, которые тесно переплетены с исследованием. На этом хотелось бы остановиться отдельно:

16. Предложения в оргмероприятия по реформе РАН

Не упуская основные выгоды самостоятельного исследования, возможности формирования собственной исследовательской школы, а также в целях развития распространения опыта общественных научных исследований при РАН, как в среде общественно-государственного партнерства, хотелось бы внести свои предложения в оргмероприятия по реформе РАН:

1. Чтобы дать возможность учитывать и развивать человеческий капитал аспиранта-исследователя, а также в целях общественного признания исследований аспирантов с позиций необходимости и поддержки исследований для развития науки, экономики - особое внимание обратить на данный показатель человеческой деятельности аспиранта-исследователя, которые должны быть законом обозначены не только по организаторским принципам деятельности аспирантур и ВАК, но и принципам человеческого развития аспиранта, кратко сориентировать по методической основе исследований, так называемой «технологии научного исследования».
Для этого, отдельно и во главе, с позиции человеческого капитала аспиранта, в закон о РАН включить раздел о подготовке научных кадров РАН на принципах общественно-государственного партнерства, что позволит оценить в начале исследования состояние инфраструктуры по следующим параметрам:
- финансовый капитал аспиранта - исследователя, как следствие и основа физического, интеллектуального и человеческого капитала. Его состав, возможные источники пополнения и роль академии в пополнении финансирования научных исследований.
- физический капитал, накопленные и имеющиеся в распоряжении материально-вещественные фонды и методы их приумножения;
- капитал научной базы, научного продукта и результатов научного исследования;
- возможности и гарантии пополнения и пропаганды интеллектуального капитала, запасов знаний и умений;
- возможности и гарантии развития человеческого капитала аспиранта, как
часть капитала в виде здоровья,
интеллекта,
знаний,
качественного и производительного труда,
качество жизни, как метафизика уровня жизни.
уровень жизни, как ее полезность (участие в общественной жизни, и др. социальные императивы)

2. РАН производить тщательную инвентаризацию тем исследований, открытых для исследования в период аспирантуры и незаконченных в срок, отведенный для защиты, как временные научные исследования выполняемые свободными научными работниками (Презентация выступления Д. В. Хлопина, Институт математики и механики им. Н. Н. Красовского УрО РАН, г. Екатеринбург от 30 августа 2013 г.). Результаты инвентаризации исследований зарегистрировать и предавать огласке вместе с программой исследований, что позволит сформировать общественное мнение, дополнительно привлечет интерес общества и инвесторов к научным разработкам и программе исследований РАН, снизит замкнутость и непрозрачность системы.

3. Постоянно проводить информирование по сформированным и проводящимся темам исследований в аспирантуре, проводимых аспирантами - диссертантами на сайтах, журналах или научных трудов на усмотрение аспиранта-диссертанта и в любом публикуемом виде (в реферативном, исследовательском, в том числе и в виде отчетов по исследованиям), что позволит увеличить информационный обмен между учеными и создаст дополнительные возможности для научного и научно-популярного общения.

4.Сформировать, организовать и юридически узаконить исследователей при институтах РАН, продолжающих свою непосредственную исследовательскую деятельность после срока окончания аспирантуры на самостоятельных принципах (как временные научные исследования, свободные научные сотрудники), что позволит социально защитить исследователей и обеспечит непосредственное развитие их исследований в постоянные новые научные подразделения.

5. Прикрепить на отдельное финансирование бывших выпускников аспирантуры РАН и их исследования, которые начаты в период аспирантуры и незащищенные на определенную дату в диссертационных советах РАН по мотивированным причинам в установленные сроки, исследования по которым не завершены и не закрыты до момента фактической защиты кандидатской диссертации, как исполнителей (свободных научных сотрудников) временных научных исследований.

6. Наделить исследователей полной самостоятельностью в выборе методологии исследования, формам представления готового научного продукта и сроках защиты диссертаций.

7. Поднять аспирантам РАН стипендию до прожиточного минимума в регионе или выше. (Потому как, аспирантская стипендия в размере ниже прожиточного минимума - характеризует отношения в научной среде как негуманные и антисоциальные).

8. Дополнительно, отдельно финансировать исследования аспирантов, выпускников аспирантур РАН, продолжающих исследовательскую деятельность на самостоятельных принципах, как свободных научных сотрудников до защиты кандидатской диссертации. Должное финансирование исследований позволит закрепить собственность результатов исследований за РАН или рассматривать  вопрос о собственности результатов на более эффективном уровне, таким образом, расширив свой научный потенциал и многократно увеличив информационный поток в РАН.

Только при условии удовлетворения этих потребностей аспиранта-диссертанта, на мой взгляд и мое твердое убеждение - возможно иметь политические, экономические свободы и гарантии прав человека.
В итоге подобной постановки и подхода к исследованиям в аспирантурный и послеаспирантурный период возникают два взаимовоздействующих процесса, из которых один стимулирует развитие человеческого капитала как суммы здоровья, знаний, культуры и свободы личности, предъявляя новые, все более высокие требования к человеку как участнику общественного производства, а другой – ориентирует само исследовательское производство на удовлетворение развивающих и развивающихся потребностей ученых-академиков, как общественно-государственного партнерства в условиях построения инновационной экономики.


С уважением, независимый эксперт, ученый-эксперт Якуш С.А.



Комментариев нет: